Документы




 № 93 от 17.10.2011г.   
Администрация Президента Украины
 Акимовой И. М.

ОБРАЩЕНИЕ

                       Уважаемая Ирина Михайловна!

19 октября т. г. В Киеве прошла конференция вкладчиков Сбербанка СССР, в которой приняли участие представители более 25-ти общественных организаций из разных регионов страны.

Вопрос о возврате утраченных сбережений граждан продолжает оставаться главным в решении проблемы восстановления доверия к власти и банковской системе Украины.

Несмотря на многочисленные предвыборные обещания лидеров правящей партии и проведение 13 апреля т. г. Парламентских слушаний «Про державну полiтику щодо проблеми повернення й компенсації знецінених заощаджень вкладників Ощадбанку СРСР», никаких конкретных действий по возврату денежных средств, доверенных Сбербанку СССР, властью до сегодняшнего дня предпринято не было. Попытки общественности установить конструктивный диалог с правительством не дают результата.

Социальное напряжение среди доведенных до нищеты ограбленных государством людей, готовых выехать в столицу для проведения акций протеста, возрастает. В то же время очень оптимистично и с надеждой вкладчики отреагировали на выступление Януковича В. Ф. в Варшаве. Президент подтвердил свое намерение о выполнении предвыборного заявления: «Я знаю, що сьгоднi  перш за все повернення вкладiв потрiбне людям бiдним. Вони найбiльше постраждали,  ДОСi  страждають вiд неповернення вкладiв. Тому для мене, як для майбутнього президента – це принципово. Я вважаю, що держава, яка не поверта   боргi  людям, погано ставиться до людей».

Уважаемая Ирина Михайловна, Вы – один из немногих эффективно работающих  ведущих специалистов в окружении Президента Украины. От Вашей позиции во многом будет зависеть судьба 12-ти миллионов простых украинцев. Реализация поставленной Президентом задачи требует объединения усилий власти и общественности. В связи с этим убедительно ПРОСИМ ВАС провести встречу с 3-4 представителями общественных организаций вкладчиков и обсудить предложения по механизму восстановления утраченных сбережений.














 
Обращения от представителей общественных организаций по итогам Первого Всеукраинсого съезда





Документы посвященные совещанию в Комитете ВР 13 марта 2012 года














                 
№ 16 от 26.01.2011 г.


Председателю НБУ
Арбузову С.Г.
 
 
Уважаемый Сергей Геннадиевич!
 

На протяжении многих месяцев «Союз защиты вкладчиков» постоянно обращается в НБУ с Заявлениями и Жалобами в связи с отсутствием государственных решений по дальнейшей судьбе проблемных ОАО КБ «Надра», ПАО «Родовид Банк».
На протяжении многих месяцев, а иногда и более года ожидают возврата своих сбережений по закончившимся депозитным вкладам , н-р, следующие вкладчики  ОАО КБ «Надра»:

Горбачев Василий Михайлович  1941 г рожд., ветеран труда, имеет горячий стаж.
г. Запорожье,
Договор № 826499 от 07 марта 2008 г. закончился 07 марта 2009 г.;

Костомаров Леонид Станиславович
Запорожье,
Договор № 728505 от 22.12.  2008 г. закончился 22 янв. 2009 г.;

Шкарупа Светлана Сергеевна
Запорожье
Договор № 687317 от 10.11.  2008 г. закончился 10. 02. 2009 г. ;

Кривокуст Юрий Александрович
Запорожье, ул.
Договор № 717784 от 23.07. 2008 г. закончился 23. 07. 2009 г.;

Бордюг Олег Валерьевич
Запорожье
Договор № 817730 / 04-Д от 07. 02.2008г., срок окончания Договора: 19. 02. 2009 г.;

Бордюг  Татьяна Евгеньевна
Запорожье
Договор № 823142 / 04-Д от 07. 02.2008г,   срок окончания Договора: 19. 02. 2009 г.

Антибура Татьяна Ивановна
Договор № 803796, закончился 27 окт. 2010г.

Брежнева Евгения Сергеевна
Договор № 549820 от 28.07.2008г., переоформлен 28.07.2009г.
Закончился 28.07. 2010г.

Мизин Анатолий Яковлевич
Договор №897583 от 26.01. 2009г., закончился 26 янв. 2010г.

Головко Константин Викторович
Договор №700993 от 22 ноября 2008г заключен на 3 месяца

Головко Елена Сергеевна
Договор № 700988 от 22 ноября 2008г. заключен на три месяца

Волощук Элеонора Николаевна
Договор №376124 от 11 апреля 2008г. заключен на 12 месяцев

Гаркуша Галина Иннокентьевна
Договор  № 708301 от 01.12.08г., доп. Соглашение закончилось 04. 12. 2010г.

Слышик Георгий Свиридович
Договор № 900514, заключен 29 янв. 2009г., закончился 25. 11. 2010г.

Из ответа исполнительного директора  службы банковского контроля Бережного А., следует, что еще до 20 мая 2010 года Экспертно-аналитический совет признал целесообразность участия государства в капитализации банка «Надра». Выводы аудиторской проверки и расчет необходимой капитализации отправлены НБУ  в Кабинет министров  и Министерство финансов 10.11. 2010 г.
Через несколько дней  исполнится два года с момента введения временной администрации в это финучреждение и моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В течение двух лет Национальный Банк и Правительство оказались не в состоянии принять эффективные меры по восстановлению ущемленных прав вкладчиков ОАО КБ «Надра».

В «Родовид Банке» 99, 97% акций принадлежит государству - это национализированное учреждение. ГОСУДАРСТВО НЕСЕТ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за его работу. На письма пострадавших вкладчиков с вопросами о сроках восстановления платежеспособности государственного финансового учреждения вместо конкретных ответов предоставляется перечень Постановлений НБУ о назначении всех пяти временных администраторов Банка. Слова о том, что прикладываются «все усилия для стабилизации банка» прямо противоположны действительности : государственный банк не выполняет взятых на себя обязательств на протяжении длительного времени.

Общеизвестные факты по разворовыванию банковских средств годами безрезультатно расследуются  прокуратурой, СБУ, МВД, хотя фамилии расхитителей известны. Данные обстоятельства продолжают свидетельствовать о процветании коррупции и бессилии  власти и правоохранителей перед  ней.

На основании вышеизложенного просим:
-принять срочные меры по восстановлению ущемленных прав вкладчиков ОАО КБ «Надра», ПАО «Родовид Банк»;
-довести до сведения правоохранительных органов мнение общественности о крайне низком уровне раскрываемости банковских преступлений и требовании добиваться конкретных результатов по возврату разворованного банковского имущества;
-провести в ближайшее время встречу с представителями общественных организаций вкладчиков с целью предоставления информации, интересующей потребителей банковских услуг.

По поручению собрания членов «Союза защиты вкладчиков» председатель общественной организации Босиева Н. Г.






Решаем проблему Сбербанка:
№ 72 от 09. 06. 2011 г.
Зам. министра финансов
Рыбаку С. А.
Директору Департамента
финансовой политики
Сысоевой Т. П.
 
   
«Обсуждение проекта ЗУ « О внесении изменений к ЗУ «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан» и др.»

06 июня т. г. в Кабинете министров состоялось обсуждение законопроекта « О внесении изменений к ЗУ «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан, в котором приняли участие руководители общественных организаций из гг. Запорожье, Днепропетровск, Ровно.
Привлечение представителей гражданских объединений, зарегистрированных в Минюсте и занимающихся на протяжении длительного времени вопросом возврата вкладов Сбербанка СССР, к обсуждению правительственного документа, расценивается всеми пострадавшими вкладчиками как положительная тенденция к установлению конструктивного диалога между властью и населением.
С вариантом проекта нового закона были также ознакомлены запорожские вкладчики на собрании, состоявшемся 08. 06. 2011г. О происходящих подвижках в данном вопросе через местные телеканалы и газеты получили информацию и жители областного центра. Следует отметить, что взаимодействие авторитетных общественных организаций с органами высшей государственной власти позитивно воспринимается гражданами и способствует укреплению доверия к предпринимаемым правительством действиям. Конечно, только в том случае, если совместные усилия приводят к решению поставленной цели и не позволяют «заговорить» проблему.

Относительно обсуждения представленного 06. 06. 2011 г. Минфином проекта. Просим при составлении конечного варианта документа учесть следующую реакцию и замечания вкладчиков.

1. Резкое неприятие новой формулировки ст. 3, из которой изъят второй абзац прежнего текста. Как показали проведенные вкладчиками исследования, утраченные сбережения граждан Украины были фактически экспроприированы и конфискованы. Государство на протяжении почти всех 20-ти лет Независимости давало зеленый свет развитию коррупционных отношений и «прихватизационных» процессов, открывало дорогу для присвоения отдельными лицами общественного достояния и ограбления инвесторов советской экономики. 80% населения (из них почти 12 млн.- вкладчики Сбербанка) оказалось на грани нищеты. Растет пропасть, разделяющая бедных и очень богатых. Чтобы не усиливать социальное напряжение и противостояние в обществе, а также с учетом сложной экономической ситуации в стране считаем целесообразным оставить 2-ой абзац ст. 3, изменив формулировку (т. к. прежняя не позволит начать выплаты без проведения индексации). Смягченная и нейтральная формулировка об индексации, не привязанная к конкретному времени ее проведения и не указывающая на ее конкретные размеры, будет довольно спокойно воспринята людьми и не обяжет государство в такое трудное время нести дополнительные затраты.
2. Разъяснения требует не прописанный в проекте вопрос об учете держателей облигаций и сертификатов, о государственных казначейских обязательствах СССР.

Необходимо принять к сведению следующие публично высказываемые вкладчиками мнения:

- о признании суммы утраченных сбережений государственным долгом;
- несогласие с определением «обесцененные вклады» (советские деньги в отличие от украинских были носителями материальной собственности и обеспечивались всем достоянием государства);
- об умышленном обмане государства, которое не защитило интересы трудового населения, инвестировавшего экономику страны, и позволило сберегательные вклады (подлегавшие обязательному возврату) подменить компенсационными, восстановление которых лишь декларируется властью, начиная с 1996 года.

Рабочим органом Комитета по социальной политике и труду 25 мая т. г. было рекомендовано не только безотлагательно внести изменения в ЗУ, но и выработать эффективный механизм возврата вкладов.

Просим дать разъяснение:

- насколько, по мнению авторов законопроекта, можно считать ЭФФЕКТИВНЫМ механизм, который отличается от предыдущего добавлением к формулировке ст. 6 (см. абзац 1) слов «та iнших формах вiдповiдно до дiючого законодавства»;
- в какой документ должны войти прозвучавшие на Слушаниях предложения по созданию эффективного механизма, которые могли бы кардинально сдвинуть с места вопрос возврата сбережений?

У обеих сторон (КМ и общественности) присутствует понимание срочности выполнения поставленной на Слушаниях задачи.
 Просим предоставить разъяснение:
-почему до сих пор не подготовлен проект «О внесении изменений в ЗУ «О бюджете на 2011г.». Депутаты в ближайшее время уходят в отпуск. Вкладчиков интересует: когда намерен Кабинет министров выполнить 4-ый пункт рекомендаций Комитета по социальной политике и труду.
Открытым остается вопрос об обсуждении механизма, разработанного г-ом Савченко А. В., позволяющий без нагрузки на бюджет решить острую социальную проблему расчета с вкладчиками Сбербанка СССР.

Просьба довести содержание настоящего письма до министра финансов Ярошенко Ф. А. и продолжить встречи по выработке конструктивных шагов, касающихся возврата утраченных сбережений граждан.

Письмо принято на собрании вкладчиков г. Запорожья (присутствовало - 407 чел.)
Председатель собрания Босиева Н. Г.
Секретарь собрания Коваленко С. В.





з а щ и т ы   и н т е р е с о в    в к л а д ч и к о в,
п о т р е б и т е л е й    б а н к о в с к и х   у с л у г
 Запорожская городская общественная организация


 
№ 25 от 28. 03. 2012г.                                                                              Президенту Украины
                                                                                                                Януковичу В. Ф.
                                                Уважаемый господин Президент!

    19 марта т. г. Вы подписали ЗУ «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
Члены общественной организации «Союз защиты вкладчиков» ознакомились с новым документом и новыми правилами, которые будут регламентировать возврат их сбережений из проблемных финучреждений. 

    Как украинские потребители банковских услуг, защита интересов  которых с 21 сентября т. г. будет напрямую зависеть от недавно принятого закона, мы считаем своим долгом:  поставить Вас в известность о сделанных нами выводах после его изучения.

  С 21 сентября на момент размещения средств на депозите вкладчик не будет знать, какая точно сумма возмещения ему гарантируется, она каждый раз будет определяться коррумпированной пятеркой чиновников из КМ, НБУ, ВР. Закон не предусматривает сроки, в которые должны быть выполнены обязательства Фонда по возмещению средств перед вкладчиками, содержит ряд ограничений потенциальных получателей гарантированного возмещения вкладов,  не гарантирует вклады в филиалы иностранных банков (при этом в тексте Закона отсутствует уточнение, что именно подразумевается под «филиалами иностранных банков»).

Новый закон гарантирования вкладов физлиц, по убеждению вкладчиков,  направлен на уничтожение  банковской системы Украины и  подрыв доверия к действующей  власти, т. к. он не защищает интересы потребителей банковских услуг, не стимулирует привлечение денег в банковский сектор страны, противоречит базовым директивам Евросоюза, порождает панические настроения среди населения. 

Считаем глубоко ошибочным решение о возложении на Фонд права определять размер гарантированного государством вклада.

 Нововведение содержит весьма противоречивые нормы и  доказывает необходимость проведения экспертных обсуждений законопроектов  с профессионалами и общественностью до их принятия, что не было сделано в данном случае.

В связи с вышеизложенным, требуем в срочном порядке ОТОЗВАТЬ антинародный ЗУ «О системе гарантирования вкладов физических лиц» с целью его доработки.

Просьба сообщить о принятом Вами решении, не дожидаясь определенных Законом сроков.


По поручению членов «Союза защиты вкладчиков»
председатель общественной организации                                                     Босиева Н. Г.






№ 18 от 05.03.2012г.                                                                    
Народному депутату Украины
                                                                                                      Зам. председателя Комитета ВР Украины
                                                                                                         по вопросам социальной политике и труду
                                                                                                                                      Сухому Я. Н.



                                                                   Приглашение



                                          Уважаемый Ярослав Михайлович!



             К Вам обращаются Ваши избиратели, члены общественной организации «Союз защиты вкладчиков».

            Нам стало известно о Вашем выступлении по радио в отношении намерений партии власти  провести в этом году расчет с  вкладчиками Сбербанка СССР в размере до 2-х тыс. грн.  

              21 марта т. г в 10.00 в ДК «Орбита» общественная организация проводит очередное собрание пострадавших вкладчиков. Члены «Союза защиты…»  приглашают Вас принять участие в мероприятии   и просят подробно осветить вопрос о нынешней государственной политике в решении проблемы  восстановления утраченных сбережений граждан.

        Просьба предоставить ответ после ознакомления с настоящим письмом.
     


         

          

По просьбе членов «Союза защиты вкладчиков»
председатель общественной организации                                              Босиева Н. Г.





Обращение Президента АУБ Александра Сугоняко к Президенту Украины




Президентові України
ЯНУКОВИЧУ В.Ф.
Щодо аналізу діяльності НБУ
у монетарній та регуляторній політиці


Шановний пане Президенте України !

Асоціація українських банків (далі АУБ) докладає максимум зусиль для сприяння банківській галузі країни – важливій підсистемі національного господарства – у забезпеченні економіки та держави банківськими послугами, фінансовими та кредитними ресурсами у цей вкрай непростий час.
Змушені звернутися до Вас, пане Президенте, у зв’язку із загрозами стабільності та негативними тенденціями у фінансово-економічній, грошово-кредитній і банківській сферах, які посилюються помилками керівництва Національного банку України у здійсненні монетарної та регуляторної політики, а також порушеннями з боку НБУ положень Конституції України, чинного законодавства та Указів Президента України.
Наприкінці 2010 р. фахівці АУБ разом із залученими експертами підготували Аналітичну записку «Уроки банківської кризи 2008-2009 років і шляхи стратегічної трансформації банківської галузі України», яка була направлена вищому керівництву держави – Президенту України, Верховній Раді України, керівництву НБУ. На жаль, стратегічні помилки у фінансовій, монетарній та банківській сферах, допущені попередньою владою і банками, як і пропозиції щодо їх подолання, зазначені у записці, не були в повній мірі усвідомлені та враховані у подальшій державній політиці, а робота нового керівництва НБУ поповнилася додатковими  недоліками та помилками.
У продовження експертної роботи фахівцями АУБ разом із групою науковців проаналізовано діяльність НБУ в зазначених сферах протягом 2011 року та виявлено таке.
1. Розвиток національного господарства, кредитування вітчизняного виробника і сприяння покращенню платіжного балансу – все це практично було поза увагою керівництва НБУ.
а) В монетарній політиці НБУ, утискуючи ліквідність з метою поточного утримання обмінного курсу та інфляції, втратив почуття міри, що нанесло відчутний удар по економіці і банківській галузі, зокрема, негативно відобразилось на ліквідності галузі, процентних ставках за депозитами і кредитами та на обсягах кредитування, і відповідно призвело до уповільнення економічного зростання в кінці 2011 року (аргументація цього та інших висновків див. у додатку).
б) В середині 2011 р. НБУ продемонстрував розуміння загрозливого стану платіжного балансу країни та підготував проект Постанови Правління НБУ, який мав за мету зменшення кредитування споживчого імпорту. Попри те, що Кабінет Міністрів України восени повторив це завдання в своєму Розпорядженні від 26.10.2011 р. № 1074-р, НБУ так і не ухвалив відповідну постанову, що призвело до подальшого незбалансованого зростання імпорту та негативного торгівельного сальдо.
в) Продовжується неадекватне сприйняття НБУ місця та ролі національного капіталу в банківській галузі, що зокрема проявилося в постійному адміністративному тиску з боку регулятора на найбільш чисельну й водночас найменш вразливу до кризових явищ частину банківської системи України – малі та середні банки з українським капіталом.
2. На глобальному рівні усвідомлено, що основою фінансової стабільності є довіра, і це знайшло відображення в рішеннях самітів “великої двадцятки” та відповідних документах ЄС. Отже, один з головних уроків світової фінансової кризи – це усвідомлення необхідності поновлення довіри до фінансових інститутів та ринків. Це ж є одним з головних завдань усіх держав у контексті подолання кризи. Передусім саме від стану довіри залежать обсяги депозитів і кредитів, процентні ставки за ними, стабільність обмінного курсу.
Явна недооцінка керівництвом НБУ фундаментальної ролі довіри з боку клієнтів, громадян та суспільства до банків і національної грошової одиниці – гривні – проявилося, зокрема, в таких діях НБУ протягом 2011 року.
а) «Паспортизація» валютно-обмінних операцій здійснена з порушенням закону щодо захисту персональних даних громадян та положень Конституції України. При цьому, така ініціатива НБУ не тільки викликала негативне ставлення громадян до банків, але й, як свідчить аналіз, не досягла проголошених цілей.
б) Посилення вимог НБУ до ідентифікації банками своїх клієнтів так само відбулося з явною втратою міри та порушенням чинного законодавства, що зменшило довіру у стосунках між банками та громадянами.
в) Непродумані з позицій національних інтересів та нацбезпеки заяви керівництва НБУ про наміри використання в розрахунках та валютних резервах російських рублів (з метою нібито збереження валютних резервів) проявляють надто легковажне ставлення НБУ у підходах до політики та складних макроекономічних валютних категорій, що підриває довіру до нього з боку експертного середовища та економічно обізнаних громадян.
г) Повідомлення НБУ про наміри випустити “золоті сертифікати” та золоті інвестиційні монети з метою мобілізації в економіку позабанківських заощаджень громадян, як свідчить аналіз, є необґрунтованими і такими, що не відповідають ані запасам золота в резервах НБУ, ані можливостям його видобутку в країні, й водночас поширюють сумніви щодо стабільності гривні.
д) Всупереч положенню Рішення РНБОУ, введеного в дію Указом Президента від 10.12.2010 р., про «дедоларизацію» грошового обігу, НБУ демонструє нерозуміння значення цього процесу і фактично зриває виконання вказаного указу, що, зокрема, проявилося в ініціативі та підтримці з боку НБУ випуску Урядом так званих валютних ОВДП, тим самим демонструючи суспільству недовіру самої влади до національної грошової одиниці.
Слід наголосити, що названі заходи НБУ здійснюються з порушенням базових конституційних положень, які визначають діяльність цього державного органу. Так, всупереч вимозі Ст. 100 Конституції України, починаючи з 2010 року по суті не працює Рада НБУ, не розробляються і не приймаються основні засади грошово-кредитної політики, що дозволяє Голові та членам Правління НБУ здійснювати монетарну політику держави фактично у «ручному режимі», що призводить до появи незважених або професійно сумнівних ініціатив та експромтів. Крім того, низка проаналізованих дій НБУ формує суттєвий девальваційний потенціал, відкладений у часі, чим порушуються положення Ст. 99 Конституції України щодо забезпечення стабільності грошової одиниці як основної функції НБУ.
Так само викликають подив законопроекти, що наділяють НБУ невластивими центральному банку функціями – розвідкою та видобутком золота, створенням власного телебачення, а також щодо фактичного перетворення власної відомчої охорони НБУ у правоохоронний орган.
Підривають довіру до НБУ і влади й серйозні помилки у визначенні макроекономічних тенденцій. Так НБУ фактично «підставив» Президента України, спонукавши його озвучити помилкові оцінки щодо зведеного сальдо платіжного балансу і обсягів золотовалютних резервів України у 2011 році. Така публічна демонстрація непрофесіоналізму з підривом довіри до першої особи держави є абсолютно неприпустимою для такого провідного державного органу як центральний банк країни.
З огляду на значний зв'язок України з світовими фінансовими ринками, зокрема на глибоку євроінтеграцію вітчизняної банківської системи та значне місце в ній іноземного банківського капіталу, наші системні небезпеки загрожують не лише Україні. Варто врахувати, що прорахунки в сфері макроекономіки, монетарної і валютної політики України створюють реальні ризики і загрози для усієї Європи в контексті потенційного повторення грецького, ірландського або іншого сценарію.
Наведений аналіз ставить під сумнів професійну компетентність нинішнього керівництва НБУ та його здатність виконувати покладені на нього конституційні функції і обов’язки, особливо в контексті сучасних проблем та небезпечних викликів, породжених затяжною фінансово-економічною кризою в країні і світі.
Сподіваюсь, шановний пане Президенте України, на Ваші дії з метою захисту національних інтересів країни у відповідності до Ваших конституційних повноважень щодо формування керівництва НБУ.

Додаток: аналітичні матеріали АУБ щодо діяльності НБУ у монетарній та регуляторній політиці в 2011 році.



З повагою

Президент
Асоціації українських банків                                                О.СУГОНЯКО








     
































 















 



    
 
                                                      
 

  






  
 
 
 
 

                                                     




 

 
 
 
                                                           
 
 

 
 


 
 
 





 
                                                                 
 





 
   
 
                                                                                                  
 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий